Русский предприниматель,
17 февраля 2003 г.
Факты из бюро
582 просмотра
Страхование, как известно, имеет дело с рисками, носящими случайный или вероятностный характер. Поэтому неудивительно, что опасность непорядочного поведения в данном бизнесе особенно велика.
Исследования, проведенные в рамках проекта TACIS, показали, что мошенничество долгое время не считалось серьезной проблемой страхового рынка. Причины этого во многом кроются в отсутствии достоверной статистики и системы обмена информацией между компаниями. Между тем в 10% случаев страховое возмещение либо завышено, либо и вовсе выплачено незаконно, что в масштабах рынка является очень серьезной потерей.
Западные страховщики противопоставляют массовому мошенничеству целый ряд мер: такие факты предаются широкой огласке, ведется тесное сотрудничество с правоохранительными органами, создаются специальные агентства и банки данных и т.д. Наконец, механизм возмещения строится так, чтобы восполнить ущерб, а не служить вознаграждением за страховой случай, с тем, чтобы у страхователя не возникал интерес организовать, например, фиктивный угон транспорта. Практика показывает, что только обнародование фактов мошенничества и осуждение их общественностью привело в западных странах к снижению таких случаев на 20%, а это, согласитесь, немало.
В нашей стране способы борьбы с подобными правонарушениями в настоящее время только создаются. Между тем число экономических преступлений неуклонно растет по мере развития рыночных отношений. Поэтому в современных условиях необходим набор эффективных организационно-правовых мер предупреждения преступности.
Одной из важнейших мер в данной области может стать предоставление хозяйствующим субъектам возможности иметь постоянный доступ к информационным ресурсам, использование которых позволит им предупреждать экономические преступления на стадии их подготовки. Иными словами, речь идет о создании единого банка (банков) данных, содержащего сведения о случаях страхового мошенничества, который может стать основой для системы коллективной безопасности страховщиков.
Подобные учреждения, представляющие собой системы хранения кредитных историй, широко распространены в западных странах. Форма их организации может быть различной. Во Франции действует только одно кредитное бюро, оно принадлежит государству и работает при Центральном банке. В США, Канаде и Мексике кредитные бюро являются частными компаниями, при этом в США и Канаде их несколько. Одно из крупнейших в мире кредитных бюро — американское агентство Dun&Bradstreet, в базе которого содержится информация о более чем 48 млн (!) компаний.
Однако в любом случае необходимы усилия не только самих предпринимателей, но и государства, которое должно обеспечить прочную законодательную базу для такой деятельности. Сегодня в нашей стране имеются лишь отдельные акты, принятые на уровне министерств и ведомств, регулирующие порядок предоставления такой информации. Например, Главному информационному центру МВД РФ разрешено предоставлять на договорной основе определенные сведения банкам и другим юридическим лицам.
Следует отметить, что российские компании уже не раз пытались наладить взаимовыгодное информационное взаимодействие. В начале 90-х годов первую попытку по созданию такой системы предприняли банки, организовав при Ассоциации российских банков Межбанковский информационный центр. Однако ему не удалось охватить весь рынок России. Причиной тому была острая конкурентная борьба за клиента, вследствие чего возникло недоверие практически к любым формам информационного сотрудничества. Страховщики четырежды (!) пытались создать общую базу по мошенникам, однако нежелание делиться клиентской базой сводило на нет все усилия. Между тем каждая компания ведет учет сомнительных выплат самостоятельно, и потери страховщиков варьируются от 5 до 12%, что является вполне ощутимым уроном.
18 мая 2002 года представители компаний РОСНО, «РЕСО-Гарантия», «Ренессанс-Страхование», ВСК, «Национальная страховая группа», «Спасские ворота» и «Альфа-Страхование» подписали меморандум против страхового мошенничества. В соответствии с ним каждая компания ведет базу подозрительных клиентов самостоятельно, а два раза в месяц обменивается информацией через «Альфа-Страхование».
Потребность в общей системе обмена информацией бесспорна. Поэтому не случайно в настоящее время в Госдуме готовится законопроект «Об организации хранения кредитных историй и сопутствующей информации и доступа к ней». По замыслу авторов, проект должен облегчить доступ к информации о платежеспособности клиентов. Безусловно, такие сведения должны быть надежно защищены. Имеется также и ряд организационных сложностей, однако при грамотной постановке вопроса подобная система может стать важнейшим механизмом, снижающим потери компаний и служащим инструментом стабилизации рынка.
Особенно такой обмен информацией актуален при реализации закона об обязательном страховании автогражданской ответственности. Не секрет, что до 70% случаев страхового мошенничества приходится именно на автострахование. Обмен информацией об автомобильном страховом мошенничестве планируется организовать на базе Российского союза автостраховщиков.
Николай ГАЛАГУЗА, председатель совета директоров Межотраслевого страхового центра, к.э.н., член-корреспондент Академии экономики, финансов и права
Вся пресса за 17 февраля 2003 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Страховые стандарты, Страховое право, Исследования, Страховое мошенничество, За рубежом
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
23 декабря 2024 г.
|
|
Inbusiness.kz, 23 декабря 2024 г.
Российским фейком пугают в домовых чатах павлодарцев
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
АРРФР сообщил о состоянии страхового сектора за 10 месяцев 2024 года
|
|
BezFormata.Ru, 23 декабря 2024 г.
Страховой компании в удовлетворении требований отказано
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
Ограничение банкострахования в Индии не решит проблему недобросовестных продаж
|
|
BezFormata.Ru, 23 декабря 2024 г.
Вологжанин судится с Тинькофф Страхование из-за отказа выплачивать возмещение за сгоревшую машину
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
Регуляторы Южной Кореи проведут реформы страхования
|
|
Официальный сайт Законодательного собрания Ростовской области, 23 декабря 2024 г.
15-е заседание ЗС РО: В бюджете ТФОМС на следующий год заложено больше средств на лечение онкозаболеваний и проведение диспансеризации
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
Две крупнейшие в мире перестраховочные компании объявляют целевой показатель прибыли на 2025 год
|
|
ПРАЙМ, 23 декабря 2024 г.
ЦБ назвал регионы с наибольшими рисками мошенничества в ОСАГО
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
Европа продвигается вперед в вопросе обмена данными, чтобы облегчить бремя финансовой отчетности
|
|
Телеканал Санкт-Петербург, 23 декабря 2024 г.
Мошенничество на дорогах: как автокредиты и КАСКО стали мишенью для аферистов
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
Карта рисков подчеркивает эскалацию геополитической напряженности
|
|
За рулем, 23 декабря 2024 г.
Штрафы по ОСАГО через камеры? Вот что отвечают россияне!
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
Глобальный объем слияний и поглощений вырастет на 15% в 2024 году
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
100 крупнейших компаний Европы признали нарушения кибербезопасности цепочек поставок
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
Немецкие страховщики рискуют потерять долю рынка из-за повышения ставок
|
|
Российская газета, 23 декабря 2024 г.
Улетное дело. Мнение эксперта о наказании для пилота в 600 млн рублей за жесткую посадку
|
 Остальные материалы за 23 декабря 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|